Одно из них состоит в том, что качество – это соответствие результатов использования товара ожиданиям потребителя1. В самом деле, только потребитель может решать, обладает товар нужными ему, потребителю, свойствами или нет. И поскольку отношения между производителем и потребителем устанавливаются договором поставки, то гарантия продавца о соответствии товара этим свойствам должна быть записана в договор.
Но в современном товаре потребителю важно так много свойств, что перечисление их в договоре сделает текст чересчур громоздким. И поскольку практически все современные товары являются продуктами серийного производства, то есть каждая единица товара идентична другой, то в договор эти свойства и не пишут. А пишут их в другой документ - Технические условия (ТУ) на товар. В договоре же указывают только номер этих ТУ.
Из сказанного следует, что содержание ТУ, номер которых указан в договоре, автоматически становится частью этого договора, то есть гарантиями производителя относительно уровня свойств (технических показателей) поставляемой продукции. Таким образом, незнание содержания ТУ перед заключением договора поставки эквивалентно широко известным случаям нежелания прочитать «написанное в договоре мелким шрифтом». С аналогичными, заметим, результатами. В общем, рекомендуем изучить ТУ перед решением о покупке очередного сложного товара.
Надеемся, сказанное выше просто и понятно.
Только вот есть такая современная «традиция» – держать ТУ в тайне (!) от потенциального покупателя. А вместо этого предлагать рекламные материалы, описания продукции, распечатки с сайта и т.п. информацию. В чем же отличие этой информации от ТУ? В том, что перечисленные «носители» не являются гарантией продавца или доказательством в суде - в случае конфликта между продавцом и покупателем.
Итак, из сказанного следует вполне очевидный вывод: покупатель имеет полное право на изучение ТУ и получение их заверенной копии, поскольку ТУ – часть договора поставки. Препятствовать этому нельзя.
Прикладывая эти рассуждения к герметикам Стиз А и Стиз В, производимым нашей компанией для монтажного шва светопрозрачных конструкций, мы обратили внимание на следующее. Поскольку решение о покупке принимается монтажной организацией обычно до прямого контакта с нашим офисом или офисом дилера, то корректно будет дать возможность потенциальному покупателю изучить ТУ на эти материалы именно в этот момент времени. Тем более что изучение и выбор ведут конструкторы и технологи, а в офис поставщика за товаром приезжает экспедитор. Поэтому мы вывешиваем эти ТУ на нашем сайте. Ознакомиться с ними можно на нашем сайте в разделе "Система монтажа "САЗИ". Эти ТУ являются актуальными в любой момент обращения к ним.
Коллектив нашего предприятия предлагает и другим компаниям, распространяющим на рынке материалы для наружного и внутреннего слоев монтажного шва СПК, сделать такой же шаг, обеспечив потребителю возможность для сравнения и корректного выбора оптимального для него варианта2.
В заключении хочу еще раз обратить внимание Читателя на заголовок этой статьи. Только полностью доступные для потребителя Технические условия, в которых правильно («надлежащим образом», как говорят юристы) оформлена ответственность производителя за их содержание, вместе с сертификатами соответствия товара этим ТУ является, на наш взгляд, ответственной позицией поставщика.
Желаю Вам удачи в Ваших делах,
Генеральный директор компании «Производственное объединение «САЗИ» С.А. Гладков.
1 Под словом «потребитель» мы здесь понимаем любое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар для любого его использования (в отличие от перепродажи).
2 В частности, одна из причин такого предложения изложена нами в статье «О методах расчетов и методах конкуренции» в журнале "Светопрозрачные конструкции" в № 1-2 за 2010 год. Копию статьи можно найти также здесь.